Рекомендации педагога-психолога

Психолог советует

Танграмы и мозаики-головоломки для развития детей.
 detsad-138699-1456423809В работе по познавательному развитию детей часто применяются игры-головоломки. Эти игры направлены на развитие наглядно-образного мышления, воображения, внимания. Дети учатся играть по правилам, с удовольствием выполняют инструкции.
Такие игры способствуют развитию зрительно-моторной координации, глазомера, восприятию формы. Дети учатся выделять фигуру из фона и основные признаки объекта.
Головоломки следует вначале использовать в качестве геометрической мозаики для упрощения задания. Можно находить одинаковые элементы, придумывать на что похожи, обводить и дорисовывать.
Очень нравится детям придумывать свои картинки. Многие дети через несколько занятий с легкостью справляются с собиранием картинок по уменьшенному силуэтному изображению.
В процессе игры у ребенка развивается произвольная сфера, ребенок учится видеть соотношения формы и размеров фигур, их пространственную ориентацию, тренирует зрительно моторную координацию.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения.

Игра «Вот такие!»
Рекомендации к работе:

      • Взрослый рассказывает стихотворение «Вот такие!», сопро­вождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
      • Исходное положение: сидя на ковре, спина ровная, ноги слегка согнуты в коленях.

У котенка усы — ВОТ ТАКИЕ, (проводим пальцем под носиком,)
У слоненка уши — БОЛЬШИЕ. {гладим ушки,)
У крокодила — ОСТРЫЕ ЗУБКИ, (показываем зубки),
А у пингвинов — ТЕПЛЫЕ ШУБКИ.{гладим ручки, ножки)
У бегемота — ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК,(гладим животик)
У лягушонка — УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК. (улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5—10 сек.)
У зайчонка — КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК, (гладим поясницу)
А у мышонка — МАЛЮСЕНЬКИЙ НОСИК. (дотрагиваемся до кончика носа).

Игра «Хрюшка Нюша умывалась».
Рекомендации к работе:

      • Взрослый рассказывает стихотворение «Хрюшка Нюша умы­валась», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.
      • Исходное положение: сидя на ковре, спина ровная, ножки выпрямлены и вытянуты перед собой. Выполняем упражнение в соответствии с текстом стихотворения.

Хрюшка Нюша умывалась, Видно, в гости собиралась. (растираем ладошки между собой до тепла 5—10 сек.) Вымыла она ножки, (гладим ножки от кончиков пальцев к бедру)
Вымыла она животик. (гладим животик по часовой стрелке)
Вымыла она шейку, (растираем шейку от ушек к плечам)
Вымыла она щечки. {гладим щечки круговыми движениями) Вымыла она носик, (гладим носик, указательным и средним пальцами правой руки растираем переносицу) Вымыла она ушки, (растираем ушки) Улыбнулась и сказала: — Чистой хрюшка Нюша стала! Хрюшка Нюша умывалась, Видно, в гости собиралась. (растираем ладошки между собой до тепла 5—10 сек.).

Игра «Лягушки на зарядке».
Рекомендации к работе:

      • Взрослый рассказывает стихотворение «Лягушки на заряд­ке», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и дви­жения.
      • Исходное положение: стоя, спина ровная, ноги на ширине плеч. Используйте во время зарядки музыкальное сопровождение.

На краю лесной опушки (руки свободно опущены вдоль тела)
В теплой маленькой избушке (руки над головой «домиком», фиксируем позу 3—5 сек.)
Жили две смешных лягушки. (опускаем руки через стороны)
Утром делали зарядку,
Поднимали кверху лапки. {поднимаем руки через стороны, фиксируем позу 3—5 сек.)
Два наклона, приседанье, (2 наклона, 2—3 приседания)
Потянулись, (становимся на носочки — тянемся вверх, фиксируем позу 3~5 сек.)
Повернулись. И друг другу улыбнулись!

Игра «Крокодил».
Рекомендации к работе:
Проводим подвижную игру «Крокодил». Взрослый рассказывает стихотворение «Крокодил» и предлагает детям поиграть в игру по правилам игры в лова. Для игры выбирается один из детей — «крокодил», он «спит» в условленном месте, остальные дети медленно приближаются к нему. На последней строчке стихотворения «крокодил» просыпается и пытается кого-либо поймать, тех, кто не успел спрятаться в «домик» (заранее обговоренное место), если в игру играют дети 4-х лет, то роль «крокодила» берет на себя взрослый.
Он зеленый, Он зубастый. Он огромный, Он глазастый! Притворился, будто спит, И на нас он не глядит. Потихоньку мы пойдем, И его мы позовем:
Хватит, хватит уже спать,
Ты попробуй нас поймать!
Могут ли взрослые внушать детям свои страхи?Если ребенок не говорит.Если ребенок не говорит.

Дети кроме возрастных испытывают еще и страхи, которые им внушили взрослыеВзрослые люди боятся очень многих вещей: увольнения с работы, кризиса, змей, развода, аварий…Часто, не обращая внимания на присутствие детей, в красках обсуждают подробности катастроф, страшных преступлений, опасности «птичьего гриппа». Все это обсуждается на работе, дома, не замечается, что ребенок вольно или невольно слышит эти слова и, конечно же, запоминает их.

В других случаях ребенку достаточно увидеть, как ведут себя его близкие в пугающей их ситуации (например, как бабушка вздрагивает при резком звуке от взрыва петарды за окном, и то, что это страшно, ему становится понятно и без слов.

Так у ребенка формируется особый вид страхов — внушенные страхи. Их источником являются окружающие ребенка взрослые — родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, которые, сами того не желая, заражают ребенка своими тревогами и опасениями. Заразить страхом очень просто — достаточно излишне эмоционально, тревожно отмечать наличие опасности, демонстрировать собственный страх.

Сколько раз в день маленький ребенок слышит фразы типа«Не наступай туда — провалишься»«Не бери — уколешься»«Не прыгай — упадешь»! Они произносятся взрослыми с исключительно благими намерениями: с высоты своего опыта предупредить ребенка о подстерегающих его опасностях. Действительно, для ребенка безопаснее было бы «не ходить туда» и «не брать этого». Но почему — он пока еще не понимает. Зато он отчетливо распознает посылаемый взрослыми сигнал тревогиСтрах формируется, закрепляется и распространяется на все похожие ситуации.

У ребенка возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу внушенных страхов можно отнести страхи, которые возникают у очень беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеются в его психике.

Часто взрослые, собравшись за столом или перед телевизором, начинают с беспокойством обсуждать, что где-то кто-то долго и тяжело болел и в конце концов умер, где-то из-за крушения самолета погибли более ста человек, и другие тревожные новости. В таких разговорах часто проскальзывают мысли о том, что подобное может случиться и с кем-то из близких. На самом деле, если на секунду представить себе, что мы сами или кто-то из дорогих нам людей может погибнуть в авиакатастрофе, становится больно и страшно. Это абсолютно естественные чувства, которые испытывает человек, даже не обремененный устойчивыми страхами (фобиями) в связи с перелетами. Но мы, взрослые, вспоминаем статистику, согласно которой вероятность погибнуть в авиакатастрофе несоизмеримо меньше, чем в дорожно-транспортном происшествии, берем себя в руки и покупаем билет на самолет. А у ребенка, посвященного в опасения взрослого, остается жгучий страх«А вдруг с моим папой или мамой что-то случится?»

Еще одна причина внушенных страхов: эмоциональный шантаж. Многим знакомы такие слова, как«Ты сведешь меня в могилу своим поведением» или «У меня начинает болеть сердце, когда ты.». Понятно, что такие высказывания носят сугубо воспитательный характер, и взрослые не собираются с их помощью сформировать у ребенка страх долгой разлуки с родителями или тем более их смерти. Но, к сожалению, дошкольники не слишком умеют понимать истинный смысл переносных и образных выражений и получают в нагрузку к воспитанию новые опасения. Чьи они? Если вдуматься, то окажется, что это опасения самих взрослых: ведь взрослые припугивают своих детей только тем, что кажется страшным им самим.

Особый вид «подаренных» детям страхов связан со всевозможными родительскими комплексами. Букет из разнообразных комплексов почти каждый из нас получает еще в детстве«Я некрасивая»«Я слабый»«Я самый глупый»«Я ничего не умею»«Я хуже всех». Со временем, взрослея, человек перерастает или перебарывает многие вещи, которые в детстве заставляли его комплексовать. Но они продолжают жить в его душе, сквозят в его поступках и со временем передаются его собственным детям.

Таких «полученных по наследству» детских страхов очень много. Это и опасения быть «не настоящим мужчиной» или «не настоящей женщиной»страх быть смешнымстрах отказать другому человеку в его просьбе, страх отстаивать свою точку зрения и многие-многие другие. Механизм их усвоения один и тот же: эти страхи, не будучи осознаваемыми родителями, отчетливо просматриваются в их поведении, и ребенок усваивает их в качестве «нормы жизни».

Некоторые детские страхи имеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей. Так бывает, когда родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы ребенок продолжал бояться.

Вывод.

Родители могут внушить или «подарить» незаметно для себя детям тот или иной страх, в случаях:

• если сами родители чего-то сильно боятся каких-нибудь событий и часто говорят об этом, демонстрируют это своим поведением;

• родители излишне опекают ребенка, стараются оградить его от всего, что кажется опасным им самим;

• в поведении родителей проявляются их собственные комплексы, связанные со страхом быть хуже других, показаться глупым, смешным и т. д. ;

• родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы страхи ребенка не проходили, а сохранялись.

Литература: А. В. Микляева П. В. Румянцева «Нам не страшен серый волк. Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов».

Если ребенок стесняется.
Стеснительность, как черта характера может сохраняться всю жизнь. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех…Чтобы предотвратить появление такой проблемы или не усугубить ее, необходимо строить свои взаимоотношения так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым. Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они на ваш взгляд совершенно не соответствуют действительности, особенно если они произнесены очень робко. Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты. Есть замечательное правило: «Поругал один раз, похвалить нужно два». Это все нужно для того, чтобы у вашего малыша формировался положительный образ себя. Важно поддерживать и поощрять инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.
Приведу несколько правил, которым нужно следовать в общении со стеснительным (застенчивым ребенком):
— Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
— Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие занятия, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
— Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-либо задание, а затем предложите детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
— Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить ребенку играть вместе.
— Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что играешь вместе со всеми».
— Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
— Не ждите скорых перемен.
В качестве литературы могу посоветовать для прочтения замечательную книгу о застенчивых детях – Филипп Зимбардо «Застенчивость».

Леонтьева Е.В. — педагог-психолог.
Полезные статьи:
Ребенок с моторчиком
Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка

Несколько советов по подготовке детей к школе

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость и интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
  • Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
  • Особо следует сказатьо специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

Важна психологическая готовность к школе. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у большинства детей. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  • Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут большой результат, чем час-два в выходные дни.
  • Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному»,то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
  • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7 лет своей жизни.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и рассказе о наблюдениях развивается речь детей.

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1.В период адаптации к детскому саду, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
2. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
3. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
4.Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
5. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
6.Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
7.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
8.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

Разный характер,  разный темперамент у детей.

Темперамент (от лат. temperamentum) — надлежащее соотношение частей, соразмерность. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.
Одни дети непоседливы, стремительны, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.
Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания. В психологии выделяют четыре типа темперамента.
Холерик
Такой ребенок быстрый, очень подвижный, нетерпелив, настроение часто неустойчивое и  легко возникают эмоциональные вспышки. Такой ребенок не может выноситт монотонную работу, требующую усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик — экспериментатор.

Как вести себя родителям?
Для такого малыша самое главное — занять соответствующим его интересам делом. У ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Физическая нагрузка и спорт хорошо дисциплинирует холериков. Но такого ребенка нужно контролировать больше, чем других детей. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не надо раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.
Флегматик
Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. При выполнении любых дел — чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр флегматик не любит и активного общения со сверстниками тоже. Долго может принимать решения, но единожды приняв, вряд ли их поменяет.
Как вести себя родителям?
Ребенку-флегматику легко можно доверять какое-либо дело. Он очень ответственен и добросовестен. Не стоит торопить  его. В таком случает флегматик начинает действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть» как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку. Пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.
Меланхолик
Меланхолик эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызывать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.). Также ребенок-меланхолик быстро утомляется.
Как вести себя родителям?
Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка- меланхолика надо постоянно хвалить, показывая веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и т.д.
Сангвиник
Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.
Как вести себя родителям?
Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.
***
Памятка родителям
Как играть с гиперактивными детьми.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.
«Где что было»
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, затем количество предметов постепенно увеличивается.
«Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”
«Кричалки—шепталки—молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Пальчиковые игры для гиперактивных детей
“Двуножки”
Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» ребенка и родителя.
“Слоны”
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
“Слушай команду”
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Педагог-психолог Леонтьева Е.В.
***
Играем вместе с детьми.
Цель: снятие напряжения, развитие психических процессов у детей.
«Солнечный зайчик»Игра – релаксация
Цель: Сня¬тие напряжения мышц лица.
Ведущий:Хотите поиграть с «Солнечным зайчиком»?(Звучит музыка)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, но¬ги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встрети¬лись!
«Спать хочется». Мимическая гимнастика.
Цель: Учить владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состояний
Мальчик попросил родителей, чтобы ему позволили вместе со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном и в конце концов засыпает.
Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови при¬подняты, голова клонится вниз, руки опущены. Выполняется под музыку.
Пальчиковая гимнастика со звукоподражанием
Цель: Развитие общей и артикуляционной моторики, улучшение координации движении, укрепление мышц. Передать звучащими жестами характер музыкального образа
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу),
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами),
Он льет как из ведра! (стучим сильнее),
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь),
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе),
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки),
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину),
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг).
«Цветочек».Этюд – релаксация.
Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!

Как предупредить появление истерик?

Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Если у истерики  ситуативная или случайная причина  — на это не стоит обращать внимание. А если такое поведение закрепилось и стало повторяться часто – тут уже стоит задуматься. Но чтобы не доводить до крайних состояний, лучше заниматься профилактикой истерик постоянно. Приведем несколько не хитрых правил.

Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши  задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен прийти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!

Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!

Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!
Источник:https://vk.com/p_poditeli

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица.
“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Качели”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
Игры на развитие самооценки.
«Поймай мяч»
Цели: развитие способности к самораскрытию, самоконтролю, умения ви¬деть в других людях прекрасное.
Правила игры. Взрослый предлагает детям сесть в круг. Дети по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинст¬во того человека, кому этот мяч бросается.
Методические рекомендации. Важно, чтобы в процессе игры каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.
«Назови свои сильные стороны»
Цель: свободное выражение своего мнения.
Правила игры. Взрослый предлагает каждому участнику игры в течение нескольких минут рассказать о своих сильных качествах, о том, что он любит, ценит и принимает, о том, что дает ему чувство уверенности!
Методические рекомендации. Не обязательно говорить только о поло¬жительных качествах, важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал в своем рас¬сказе засоряющие язык слова, например: «ну», «вот».
«Глаза в глаза»
Цель: формирование дружелюбного отношения друг к другу, умения проявлять внимание и заботу.
Правила игры. Взрослый предлагает детям разбиться на пары, дети берутся за руки. Взрослый говорит: «Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать такие эмоции: „Я грустный, помоги мне!»; „Мне весело, давай поиграем!»; „Я не хочу с тобой дружить!»»
Методические рекомендации. Обсудите с детьми, какая эмоция пере¬давалась и воспринималась ими лучше?
«Я — лев»
Цель: формирование уверенности в себе.
Правила игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и предста¬вить себе, что каждый превратился во льва. Лев — царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
— Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я — лев Гоша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.
Методические рекомендации. Во время представления подбадривайте детей, хвалите. Важно, чтобы в процессе игры каждый ее участник предста¬вился от имени льва.
«Я хороший»
Цель: развитие уверенности в себе»
Правила игры. Взрослый предлагает сесть на стульчики и сказать себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, да¬вайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И наконец, дружно: «Я очень хороший (ая)!»
Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, ска¬жет, как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричит.
Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим
«Прекрасные слова»
Цель: формирование умения видеть в других что-то хорошее.
Правила игры. Взрослый предлагает встать в два ряда друг напротив дру¬га. Один из участников получает указание — пройти между рядами и попро¬сить каждого сказать ему что-нибудь приятное.
Методические рекомендации. Перед началом игры нужно дать каждой группе одну минуту, чтобы дети подумали о том, что они хотят сказать.
«Марш самооценки»
Цель: развитие уверенности в себе.
Правила игры. Взрослый предлагает детям встать друг за другом по кругу, идти, с силой ставя ногу на пол. Взрослый говорит (четко): «Я чувствую землю под ногами, земля прочная, твердая, я иду смело и уверенно». Предлагает де¬тям на каждый шаг при выдохе произносить «хо-хо-хо» (10—15 с), затем, уда¬ряя ладонью в грудь, на выдохе произносить «я-я-я» (10—15 с). В заключение спокойная ходьба (5—10 с).
Методические рекомендации. Роль ведущего можно поручить ребенку.

Занятия, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах,
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох)
***

Полезные ссылки для совместных семейных дел.

Вы можете проявить себя осознанными, внимательными и понимающими родителями. Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, другом и союзником в их детском мире. Сделать это не так сложно, как вам может показаться. Самое главное, принять это решение и начать испытывать НЕ эмоции раздражения от вынужденного сидения дома, а эмоции радости от совместного проживания текущей ситуации вместе со своим самым близким человеком на свете -ребенком!

А в помощь вам в поиске идей для совместных дел, мы предлагаем следующие ссылки:

-Если вы хотите поиграть в подвижные игры, вам сюда: https://daynotes.ru/podvignie_igri_dlya_detey_v_pomeshenii/

-Если вы хотите порисовать, вам сюда. Видео-уроки по рисованию:

http://risuemdoma.com/video

-Если вы хотите почитать интересные книжки, вам сюда:

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/

-Если вы хотите вместе послушать аудиокниги, вам сюда:

https://deti-online.com/audioskazki/

-Если вы хотите устроить домашнюю дискотеку вам сюда:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLJjGmM6lHmBZc40XpBWsLYR0YYvqgu2bm

-Если вы хотите сделать игрушку своими руками из подручных средств, вам сюда:

  1. https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/11-klassnyh-igrushek-kotorye-vy-mozhete-izgotovit-s-detmi-pryamo-sejchas-1411465/

2.https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/sdelay-sam-7-interesnyh-igrushek-iz-podruchnyh-sredstv-154972.htm

3.https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-44782-chem-zanyat-detey-doma-razvivayuschie-igry-dlya-malyshey-svoimi-rukami/

-Если вы хотите построить необычные постройки, вам сюда:

https://razvivash-ka.ru/detskij-konstruktor-svoimi-rukami/

-Если вы хотите приготовить вместе что-то вкусненькое, вам сюда:

https://www.passion.ru/food/sostavlyaem-menyu/9-blyud-kotorye-legko-prigotovit-vmeste-s-rebenkom-153812.htm

-Если вы хотите сделать аппликацию, вам сюда:

  1. https://tytmaster.ru/podelki-applikacii/
  2. https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-dlya-detej.html

-Если вы хотите слепит что-то из пластилина, вам сюда:

1.http://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-lepke-lepim-milyh-zhivotnyh/

 
«Найдем время для игры!»
«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь, ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще немного времени.
Один из главных мифов, витающий между мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки игр, мелькающие на экранах ТВ.
Это займет много времени – миф номер два.
На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).
Сегодня мы рассмотрим те из них, которые направлены на речевое развитие ребенка.
Напомним, что развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха (умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).
Это и постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.).
Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова.
Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.
Игры на кухне
«Кто больше назовет слов». Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …), из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…). Придумайте приз, заслужить который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в игре – не победить, а обучить.
«Угощение».
Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему (конфета, мороженое, пироженое…). Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова.
«Соковыжималка». 
Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Один и много». 
Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол — столы; стул – стулья.
«Кто больше знает».
Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши… .
Игры в ванной
«Водопой».
Взрослый расставляет в ванне пустые колбочки разного размера, надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из шланга. Для того чтобы ему было интересно, можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек (мышки, хомячка, зайчика) — маленькие, а у больших (слона, медведя, носорога) — большие.
«Букволов».
Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды, называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают его: А-А-А…, придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила.
Игры по дороге из детского сада (в детский сад)
«Кто самый внимательный?». «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.
«Желтый, красный, голубой». Попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно отработать восприятие размера.
«Перепутаница». Жили-были слова. Они веселились, играли, танцевали и  не заметили, что в них что-то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид:  кашок (кошка), даво (вода), ватра (трава).
Игры в свободную минутку
«Чудесный мешочек». Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно  называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый, пушистый…) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).
«Лягушка». Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук [А].
Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],
На другие звуки опускаешь низко руки.
Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук.
Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
«Назови три предмета»
«Я назову одно слово, например, мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель» (стол, стул, кровать). В этой игре ребенок учится относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды».
Примеры обобщающих слов: цветы, ягоды, деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т.д.
Игры для детей в дороге
«Поиграем в слова!».
Это популярная и полезная игра. Все называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры “в города».  Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«Носорог».
Носорог должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква “Н”: носорог носит носки, наливает напиток, ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу –антоним (добро-зло, темно-светло, мягкий-твердый и т.п.).
«Скажи по-другому».
Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» — пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» — сырой, влажный и т.д.).
«А это, каким бывает?»
По очереди подбираются  определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т.п.).
«А что бывает?»
Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)
«Что можно сделать?» – по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д..). Кто больше не может ничего назвать – проиграл.
«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.).
***
Правила речевого поведения родителей
1.Исключите из речи унижающую иронию: «Да, что ты говоришь? А то я без тебя не знаю!»
2.Сравнивайте ребенка только с ним самим.
Вместо слов: «Дима это делает лучше, чем ты».
Скажите другие: «В прошлый раз у тебя получилось лучше».
3.Чаще называйте ребенка по имени, исключите безличное обращение
Вместо слов: «Сколько можно говорить! Убери посуду!»
Скажите другие: «Саша, убери, пожалуйста, посуду!»
4.Замените строгие запреты ограничением.
Вместо слов: « В доме прыгать нельзя!»,
Скажите другие: «В доме прыгать нельзя, а во дворе можно!»
5.Переведите отрицательную лексику в позитивную.
Вместо слов: « Не смей включать телевизор, пока не уберешь игрушки!»
Скажите другие: «После того, как уберешь игрушки, можешь посмотреть мультики».
6.Замените обвинения в адрес ребенка описанием своих чувств и переживаний.
Вместо слов: « Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку»
Скажите другие: «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуду убирали в мойку»
7.Исключите категоричность: «Никогда не разрешу тебе дружить с этим хулиганом!», «Тебе еще рано об этом думать!»

Уважаемые родители! Помните, что ваш ребенок учится жизни у ВАС!

***

Как научить ребенка одеваться?

Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать.

Зачем учить ребенка одеваться?

Если ребенка не  учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции у ребенка. Какие это  трудности и неприятности:

Общие рекомендации для всех возрастов.

Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.

Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани.

Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных  застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.
Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.
Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)
Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
Как научить ребенка одеваться: календарь обучения одеванию по возрастам.
Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться Ваша помощь. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться. В  определении того, с чего начать учить ребенка самостоятельному одеванию, Вам поможет примерный «календарь», представленный ниже.
Учтите, что все дети разные. И каждому потребуется своё время на обучение. Не торопите малыша, идите в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё у него и у Вас получится с радостью и улыбкой!
***
Психологические особенности детей 3-4 лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
   В  возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
   Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
    Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
   Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
    Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
   Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
   К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
   Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
   Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
   В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
 Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Памятки:
Страхи у детей